По информации Европейской ассоциации производителей туб, обсуждается пересмотр Европейской директивы об упаковке и упаковочных отходах 94/62/ЕС (Packaging and Packaging Waste Directive — PPWD). Изначально публикация обновления была запланирована на лето 2022, но вероятна некоторая задержка.
Ниже приводим конспект соответствующего пресс-релиза ETMA.
Некоторыми из ключевых тем для пересмотра директивы, является определение термина «пригодность для повторного использования», необходимость учета при разработке конструкции (упаковки — прим. ред.) вторичной переработки и требования к содержанию перерабатываемых материалов.
Одно из обсуждаемых в настоящее время определений возможности вторичной переработки звучит следующим образом.
Упаковка, подлежащая вторичной переработке, — это упаковка, которую можно эффективно и действенно отделить от потока отходов, отобрать, сортировать и агрегировать в определенные потоки для процессов переработки, а также переработать в (промышленном) масштабе с помощью соответствующих промышленных процессов, так, чтобы из нее получилось вторичное сырье достаточного качества, пригодное для использования в качестве заменителя исходного материала.
Необходимо привлечение инвестиций в создание эффективных национальных систем ответственности производителей, чтобы предотвратить потерю ценных ресурсов из-за захоронения или сжигания.
Предпосылками эффективной переработки упаковки являются хорошо работающие системы сбора (отходов) и инновационная инфраструктура сортировки и переработки во всех странах-членах ЕС.
Только при этих условиях могут быть достигнуты амбициозные цели по переработке на 2025 и 2030 годы, изложенные в действующем PPWD.
Таблица целевых показателей для вторичной переработки упаковки.
Текущая цель (%) |
К 2025 году (%) |
К 2030 году (%) |
|
Вся упаковка |
55 |
65 |
70 |
Пластиковая упаковка |
25 |
50 |
55 |
Деревянная упаковка |
15 |
25 |
30 |
Стальная упаковка |
50 |
70 |
80 |
Алюминиевая упаковка |
— |
50 |
60 |
Стеклянная упаковка |
60 |
70 |
75 |
Бумага и картон |
60 |
75 |
85 |
Что касается возможности вторичной переработки упаковки, среди прочего, в процессе пересмотра PPWD, обсуждаются следующие аспекты:
— разработка процедур оценки утилизации (самооценка и оценка третьей стороной),
— «отрицательные» списки материалов, компонентов или характеристик, препятствующих переработке,
— требования к определенному содержанию вторичного сырья в упаковке,
— вероятно введение квоты на содержание вторичного сырья в пластиковой упаковке.
Что касается требований к количественному содержанию вторичного сырья, законодатель акцентирует внимание на его происхождении — после использования потребителем (PCR), а не на предварительном ломе (pre-consumer [PIR – прим. редактора]). Второй рассматривается скорее как показатель неэффективности производственного процесса.
Однако текущая проблема состоит в дефиците высококачественного вторичного лома. Особенно такого, который пригоден для использования в контакте с пищевыми продуктами.
Одной из причин этого является то, что Европейское управление по безопасности пищевых продуктов (European Food Safety Authority – EFSA) ещё не утвердило, в достаточной степени, процессы переработки широко используемых полиолефинов, таких как РР или РЕ, что позволило бы упаковочной промышленности использовать эти вторичные материалы для упаковки пищевых продуктов.
В настоящее время обсуждаются конкретные цели PPWD по содержанию переработанного пластика в упаковке. В этом контексте предлагаются средние/амбициозные цели для групп продуктов, чувствительных к контакту (25%/35% к 2030 г.) и нечувствительных к контакту (35%/45% к 2030 г).
Важно, что действующая правовая база и база для переработки пищевых и косметических продуктов и упаковки несопоставимы (по характеру требований — прим. ред.) с фармацевтическим сектором, поэтому последний должен быть освобожден от целей в отношении продуктов, чувствительных к контакту, для обеспечения безопасности пациентов.
Термин «чувствительный к контакту» нуждается в более подробном определении, а предлагаемые цели кажутся довольно амбициозными.
Кроме того, для обеспечения прозрачности источников должна быть создана система отслеживания (источников — прим. ред.) и отслеживания (логистических цепей — прим. ред.) переработанных материалов.
Специалисты в индустрии переработки пластика сильно сомневается, что заявленные цели по вторичному пластику могут быть достигнуты только за счет механической переработки. Для этого потребуются крупные инвестиции в решения по химической переработке. В частности, для композитной пластиковой упаковки только химическая переработка даст возможность достичь количества и качества переработанного пластика, которые требуются для групп продуктов, чувствительных к контакту.
Однако сомнительно, что химическая переработка может быть расширена в государствах-членах ЕС до такой степени, чтобы можно было достичь целей к 2030 году.